From pixels to perfection

Компоненты в Figma: практика от простого компонента до большой и гибкой библиотеки компонентов

Шесть лет назад, когда я только начинал работать в Figma, многие мои рабочие дни напоминали день сурка. С утра и до вечера я снова и снова создавал одни и те же элементы интерфейса: кнопки, карточки блога, аватары авторов, поля ввода. Вроде мелочи, а времени отнимали как целый проект.

Я чувствовал себя словно строитель, который вместо того, чтобы строить красивый дом, каждый раз вручную выпиливает кирпичи. Тогда я задумался: разве нельзя один раз создать элемент, а потом легко использовать его снова и снова? Оказалось — можно. Именно так я открыл для себя компоненты в Figma.

Компоненты в Фигма — это конструктор LEGO для дизайнеров

Если сказать просто и понятно, то компоненты в Фигма — это элементы дизайна, которые создаются один раз, а затем многократно используются в разных местах проекта. Точно так же, как детали LEGO: у тебя есть набор стандартных кубиков, которые легко комбинировать между собой, строя всё что угодно — от простеньких домиков до сложных роботов. И больше не нужно каждый раз заново лепить детали вручную.

Когда я начал активно использовать компоненты, время на работу сократилось, а качество моих макетов заметно выросло. Теперь даже самые сложные интерфейсы выглядят аккуратно и единообразно, а любые изменения я вношу буквально в несколько кликов.

Хочешь научиться так же? Я подробно покажу тебе, как это работает.

Почему карточка статьи сайта itsets — идеальный пример для изучения компонентов

Карточка статьи на сайте itsets кажется простой и лаконичной. Но под её внешней простотой скрыта целая система, которой можно управлять очень гибко. Именно она идеально подходит для демонстрации всех возможностей компонентов:

  • Сначала мы вместе создадим самую простую карточку.
  • Затем постепенно усложним её, добавляя элементы и настройки.
  • Используем Boolean-свойства, чтобы быстро включать и отключать отдельные элементы карточки (например, аватар автора, дату публикации или иконку «свежая запись»).
  • Научимся работать с вариантами компонентов, чтобы в пару кликов переключать состояния карточки.
  • Освоим Instance Swap и Nested Instances.

В результате ты получишь не просто шаблон для карточки блога, а мощный инструмент, который можно легко адаптировать под любые задачи твоего дизайна. Это умение сразу повысит твою ценность как специалиста и избавит от постоянных повторов одних и тех же действий.

Карточка статьи проекта itsets.ru
Карточка статьи проекта itsets.ru

Что ты получишь, если внимательно прочитаешь эту статью до конца

Когда я впервые разобрался в компонентах и начал применять их на практике, моя работа изменилась навсегда. Я перестал тратить время на однотипные задачи, мои проекты стали выглядеть профессиональнее, а клиенты и команда отмечали скорость моей работы. Я уверен, что и ты сможешь получить такие же результаты, освоив компоненты вместе со мной.

Готов навсегда забыть о скучной рутине и почувствовать себя настоящим профи в Figma? Тогда устраивайся поудобнее и читай дальше — будет полезно и интересно!

Шаг 1: создаём простой компонент карточки блога

Сейчас я покажу тебе, как сделать компонент в Фигме максимально быстро и без лишних движений. Если ты раньше никогда не создавал компоненты — не переживай, всё будет предельно понятно. Будем двигаться медленно и аккуратно, чтобы ты сразу повторил за мной и ощутил магию Figma в действии.

Что нам понадобится для создания компонента?

Возьмём самую простую карточку с сайта itsets. Она состоит всего из трёх элементов:

  • изображение поста;
  • заголовок статьи;
  • краткое описание текста статьи.

Этого достаточно, чтобы создать первый базовый компонент. Потом уже мы постепенно добавим другие элементы и сделаем его сложнее и интереснее.

Пошаговая инструкция по созданию компонента в Фигме:

1. Добавь изображение и сделай скруглённые углы

Создание изображения для компонента карточки и его свойства
Создание изображения для компонента карточки и его свойства
  • Перетащи изображение из папки прямо на рабочую область в Figma.
  • Выбери вставленное изображение и в панели свойств (справа) найди раздел Appearance.
  • Установи радиус скругления углов на 12 px.

Теперь твоё изображение выглядит аккуратно и мягко вписывается в общий стиль карточки.

2. Добавь заголовок статьи

Создание заголовка для компонента карточки поста в Фигме
Создание заголовка для компонента карточки поста в Фигме
  • Выбери инструмент Text (горячая клавиша T).
  • Кликни под изображением и напиши заголовок статьи, например: «Основы типографики в дизайне интерфейсов».
  • Установи параметры текста в панели Typography справа:
  • Шрифт: Inter, начертание: Semi Bold.
  • Размер: 24 px.
  • Межстрочный интервал (Line height): 32 px.
  • Убедись, что заголовок выглядит читабельно и аккуратно.

3. Объедини изображение и заголовок в Auto Layout

Создали и настроили Auto Layout для компонента в Фигме
Создали и настроили Auto Layout для компонента в Фигме

Теперь воспользуемся магией Auto Layout, чтобы все элементы карточки всегда идеально выравнивались:

  • Выдели одновременно изображение и заголовок (с зажатой клавишей Shift).
  • Нажми сочетание клавиш Shift + A — это быстро создаст Auto Layout.

В панели справа задай параметры Auto Layout:

  • Отступы (padding): 16 px со всех сторон.
  • Расстояние между элементами: 16 px.
  • Направление элементов: вертикальное (сверху вниз).
  • Убедись, что ширина Auto Layout примерно соответствует твоей задаче (например, 708 px).
  • В разделе Appearance задай общий радиус скругления всей карточки — 16 px.
  • Цвет заливки Auto Layout установи белый (#FFFFFF).

Теперь карточка выглядит стильно и структурировано.

4. Добавь текст анонса статьи

Карточка статьи с заголовком, картинкой и текстом для компонента
Карточка статьи с заголовком, картинкой и текстом для компонента

Остался финальный штрих — короткий текст, который объясняет читателю суть статьи:

  • Снова нажми T и добавь под заголовком небольшой текст, например:

«Типографика играет ключевую роль в создании удобных и эстетичных интерфейсов. Узнай, как правильно работать с текстом, чтобы твои проекты выглядели профессионально и аккуратно.»

  • Установи параметры текста анонса:
  • Шрифт: Inter, начертание: Regular
  • Размер: 16 px
  • Межстрочный интервал (Line height): 22 px

5. Финальное объединение всех элементов карточки в Auto Layout

Последний шаг — добавим анонс в уже готовый Auto Layout карточки:

  • Перетащи или вставь текст анонса в созданный ранее Auto Layout (просто размести его ниже заголовка).
  • Figma автоматически включит его в общий Auto Layout с одинаковым отступом между элементами (16 px).

Теперь у тебя есть готовая карточка, состоящая из трёх элементов:

  • изображение;
  • заголовок;
  • краткое описание статьи.

6. Превращаем карточку в компонент

Создание компонента карточки для статьи
Создание компонента карточки для статьи

И вот финальная магия:

  • Выдели полностью созданную карточку.
  • Нажми правую кнопку мыши и выбери Create component или используй горячие клавиши Ctrl+Alt+K(Windows) или Cmd+Option+K (macOS).

Карточка окрасилась фиолетовым контуром и получила иконку компонента.

Созданный мастер-компонент выглядит так, иконка перед названием и фиолетовая рамка
Созданный мастер-компонент выглядит так, иконка перед названием и фиолетовая рамка

Готово! Теперь это полноценный компонент, с которым можно легко и быстро работать в рамках всего проекта.

А вот так выглядит мастер-компонент в слоях Фигмы
А вот так выглядит мастер-компонент в слоях Фигмы

Что дальше?

В следующих шагах ты увидишь, как из этой простой карточки создать гибкую и настраиваемую систему с помощью дочерних компонентов, Boolean-свойств и вариантов.

Шаг 2: разбираемся с мастер- и дочерними компонентами в Figma

Ты уже создал свой первый компонент карточки блога — и это круто! Но сейчас самое время понять, в чём именно заключается сила компонентов в Figma и почему профессионалы так любят эту функцию. А помогут нам в этом родительские и дочерние компоненты. Сейчас подробно разберём, что это такое и как с ними правильно работать.

Родительский компонент в Фигма — кто он такой?

Родительский (или мастер-компонент) — это основной элемент, который ты создаёшь один раз, а затем многократно используешь его копии в разных местах. Мастер-компонент всегда помечен особым значком и выделен фиолетовым контуром, поэтому его легко отличить от обычных элементов.

Представь, что родительский компонент — это оригинальный документ. Ты делаешь с него копии и раздаёшь всем, кто попросит. Но изменения, внесённые в оригинал, автоматически распространяются на все копии. Удобно, правда?

Как создать дочерний компонент в Figma (инстанс)

Создание дочерних компонентов (копий) из родительского очень простое:

  • Выбери свой мастер-компонент (карточку, которую создали на первом шаге).
  • Скопируй его горячими клавишами Ctrl+C → Ctrl+V (Windows) или Cmd+C → Cmd+V (macOS).
  • Готово — перед тобой дочерний компонент. Он связан с мастером, но его иконка отличается в списке слоёв, она становится полым ромбиком. Именно по этой иконке мы понимаем, что это инстанс.
1 — мастер-компонент, 2 — дочерний компонент с пустым ромбиком.
1 — мастер-компонент, 2 — дочерний компонент с пустым ромбиком.

Теперь у тебя есть полноценный дочерний компонент, который можно размещать в любом месте макета и использовать в любых количествах. Чем это удобно?

Чем отличаются родительский и дочерний компонент в Figma?

Давай поясню на простом примере из жизни. Представь, что родительский компонент — это форма для выпечки печенья. Ты делаешь её один раз, а потом используешь её, чтобы печь печенье снова и снова. Каждое печенье, которое ты выпекаешь с её помощью, — это дочерний компонент. Теперь представь, что ты хочешь изменить форму: добавил изгиб, сделал её больше или уменьшил. Все печенья, которые ты будешь выпекать дальше, сразу приобретут эту форму. Только тут ещё получится, что и те печенья, которые ты уже выпек, тоже поменяются.

Точно так же работают компоненты в Figma:

  • Любое изменение в родительском компоненте мгновенно отражается во всех дочерних компонентах.
  • Если же ты изменишь какой-то дочерний компонент, то изменения отразятся только в нём, не затрагивая остальные копии и не изменяя родительский элемент.

Это позволяет легко контролировать сотни карточек, кнопок или других элементов интерфейса через один главный компонент.

Почему дочерние компоненты — это удобно и безопасно?

Когда у тебя много экранов и десятки одинаковых элементов дизайна, родительский компонент — это твоя страховка от хаоса и рутины.

Допустим, клиент попросил изменить стиль заголовка или размер изображения на всех карточках блога. Без компонентов тебе пришлось бы вручную менять каждую карточку. С компонентами тебе достаточно внести изменения только в родительский компонент, и десятки (а иногда сотни) карточек сразу примут новую форму.

Пример использования дочерних компонентов на практике

Чтобы ты убедился на практике, попробуй сам:

  • Сделай несколько копий карточки, которые мы создали ранее.
  • Теперь выбери родительский компонент и измени в нём шрифт заголовка или размер изображения.
  • Сразу заметишь, что все дочерние карточки моментально изменились.
Меняем в мастер-компоненте один элемент, меняются во всех дочерних
Меняем в мастер-компоненте один элемент, меняются во всех дочерних

Это и есть главная сила компонентов в Figma — всё сделано один раз, а применяется где угодно и сколько угодно раз.

Почему важно сразу научиться использовать компоненты правильно?

Самая частая ошибка новичков — путать родительские и дочерние компоненты. Часто начинающие дизайнеры редактируют дочерний компонент и не понимают, почему изменения не распространяются на остальные элементы дизайна. А всё просто: они работают не с мастер-компонентом, а с его копией.

Запомни простое правило:

  • родительский компонент всегда один — оригинал;
  • дочерних компонентов может быть сколько угодно — это копии.

Всегда убедись, что вносишь глобальные изменения в родительском компоненте. Тогда твой дизайн будет максимально чистым и эффективным.

Теперь ты точно знаешь, что такое родительский и дочерний компоненты в Figma и почему так важно правильно с ними обращаться. Дальше мы разберём, как ещё сильнее увеличить эффективность работы с компонентами.

Читай дальше и становись профи, которому не страшны даже сотни изменений от клиента!

Шаг 3: Улучшаем компонент карточки блога с помощью вложенных инстансов (Nested Instances)

Прежде чем переходить к Boolean-свойствам, я хочу показать тебе ещё один важный приём, который сделает твою работу с компонентами в Figma действительно профессиональной. Это вложенные инстансы компонентов.

Звучит немного сложно, но на деле всё предельно просто и очень удобно. Давай разберёмся подробнее.

Что такое вложенные инстансы и зачем они нужны?

Nested Instanses — это компоненты, которые встроены внутрь другого компонента. Например, у тебя есть компонент аватара автора, который ты вставляешь внутрь компонента карточки блога. Получается компонент внутри компонента — звучит как головоломка, но на самом деле это мощный инструмент.

Почему это удобно? Представь, что аватар автора используется не только в карточке блога, но ещё в десятках других мест интерфейса — в комментариях, профиле автора, списках статей и так далее. На каждую из этих секций есть свой мастер-компонент. И если понадобится изменить стиль аватара или размер, ты делаешь это один раз в родительском компоненте аватара, и все карточки и компоненты мгновенно получают это изменение. Не нужно менять каждый мастер, где есть компонент аватара.

Как создать вложенные компоненты на примере карточки

Вернёмся к нашей карточке. Для неё мы заранее создали отдельные компоненты, которые будут использоваться многократно:

  • Компонент автора с рубрикой (имя автора и название рубрики статьи)
  • Компонент счётчиков реакций (лайки, комментарии, просмотры)

Каждый из этих элементов я сделал отдельным компонентом. Для чего? Чтобы иметь возможность использовать их не только на карточке, но и в других местах интерфейса.

Компонент блока с автором и компонент стека счётчиков
Компонент блока с автором и компонент стека счётчиков

Вот как добавить их внутрь твоей карточки блога:

  • Найди в левой панели (Assets) заранее подготовленный компонент, например, аватар автора с рубрикой.
  • Перетащи его внутрь родительского компонента карточки блога в нужное место. Получилась копия (инстанс) этого компонента.
  • Точно так же добавь компоненты даты публикации и счётчиков реакций внутрь карточки.
Выбираем слева вкладку Assets, находим шаблоны созданных компонентов и тянем их в карточку
Выбираем слева вкладку Assets, находим шаблоны созданных компонентов и тянем их в карточку

Теперь твоя карточка блога состоит не из набора отдельных элементов, а из нескольких инстансов, которые легко контролировать через их собственные мастер-компоненты.

Добавили инстансы автора и счётчиков в мастер-компонент карточки
Добавили инстансы автора и счётчиков в мастер-компонент карточки

Почему использование вложенных инстансов — это лучший подход?

Вложенные инстансы помогают тебе управлять дизайном глобально.

Например, клиент попросил увеличить размер аватара автора во всех карточках и комментариях. Вместо того, чтобы вручную редактировать десятки элементов, ты изменяешь только один родительский компонент аватара. И всё — изменения автоматически распространяются на все его инстансы по всему проекту.

Это удобно и очень экономит время, особенно в крупных проектах с сотнями экранов.

Теперь, когда мы разобрались с вложенными инстансами, пришло время сделать твой компонент карточки ещё более универсальным.

Шаг 4: Используем Boolean-свойства, чтобы гибко управлять карточкой блога

Теперь, когда у тебя есть карточка блога с вложенными инстансами, давай сделаем её ещё удобнее. Сейчас я покажу тебе один из моих любимых инструментов в Figma — Boolean-свойства.

Если ты ещё не пользовался Boolean-свойствами, приготовься удивляться. Для меня в дизайне это как выключатели света: включаешь именно те элементы интерфейса, которые нужны здесь и сейчас, и не тратишь время на лишние действия.

Что такое Boolean-свойства компонентов простыми словами?

Boolean-свойства в компонентах Figma позволяют тебе мгновенно включать и отключать видимость отдельных элементов дизайна. Вместо того, чтобы каждый раз создавать отдельные версии карточки, ты просто нажимаешь «переключатель» и элемент скрывается или снова появляется на карточке.

Это особенно удобно для типовых интерфейсов, вроде карточек блога, где иногда нужно быстро убрать или добавить элементы в зависимости от контекста.

Как использовать Boolean-свойства на примере карточки блога itsets

На примере нашей карточки блога мы создадим несколько Boolean-свойств, которые позволят включать и отключать следующие элементы:

  • статус «Свежая запись» (для этого я добавил бейдж тоже в виде компонента);
  • аватар и имя автора;
  • счётчики лайков и комментариев.

Делаем по шагам:

1. Выбери родительский компонент карточки, с которым уже работаем.

2. Добавь Boolean-свойства:

Выбираем бейдж, жмём иконку Apple Variable, жмём на иконку «+».
Выбираем бейдж, жмём иконку Apple Variable, жмём на иконку «+».
  • Выдели элемент, например, бейдж «Свежая запись».
  • В панели справа найди раздел Layer и нажми на иконку Apply Variable / Property.
  • Выбери пункт «Apply Boolean property» → «Create property».
  • Назови свойство, например: New Post.
В поле Name вводим название свойства New Post.
В поле Name вводим название свойства New Post.

Повтори эти действия для каждого элемента, который хочешь включать или отключать через свойства:

  • Author — будет включать и отключать автора.
  • Counters — будет включать и отключать счётчики.

Должен появиться такой список свойств:

Список добавленных к компоненту карточки свойств
Список добавленных к компоненту карточки свойств

3. Проверь работу переключателей:

Теперь, когда мы взяли инстанс карточки блога, в панели справа появились удобные переключатели (выглядят как тумблеры). Кликай по ним и наблюдай, как элементы карточки быстро исчезают и появляются снова. Это и есть та самая магия выключателей света в интерфейсе, про которую я говорил.

В дочернем компоненте справа появилась панель с выключателями, которые будут выключать соответствующие элементы компонента карточки
В дочернем компоненте справа появилась панель с выключателями, которые будут выключать соответствующие элементы компонента карточки

Когда тебе пригодятся Boolean-свойства?

Допустим, дизайнеру или разработчику на странице понадобилась минималистичная карточка без лишней информации — только заголовок и картинка. Например, в режиме сайта только для чтения. Ты просто отключаешь аватар, дату и счётчики одним движением переключателя.

А для страницы с полным списком статей, наоборот, включаешь всё — и видишь максимально подробный вариант карточки. Таким образом, одна карточка-компонент легко заменяет несколько десятков разных элементов. Вся магия в твоих руках!

Шаг 5: создаём варианты компонентов карточки блога в Figma

Представь, что твоя задача — сделать карточки блога максимально интерактивными. Когда пользователь наводит на карточку мышь, она слегка меняется, подсвечивается или поднимается над поверхностью, а при нажатии становится активной и сразу понятно, что она кликабельна. Звучит сложно? Вовсе нет, если ты используешь варианты компонентов в Фигме.

Сейчас мы вместе сделаем интерактивные состояния нашей карточки блога, чтобы тебе не приходилось вручную создавать каждое состояние по отдельности.

Варианты компонентов в Фигме — что это такое и зачем они нужны?

Варианты компонентов (Variants) — это удобный способ хранить и быстро переключаться между разными состояниями одного и того же компонента. Если говорить простыми словами, то это набор заранее подготовленных версий твоей карточки, между которыми можно моментально переключаться прямо в макете.

Например, карточка сайта itsets может иметь три простых варианта:

  • Стандартная (обычная карточка).
  • Состояние при наведении курсора (hover).
  • Нажатое состояние (нажатие мышкой).

Используя варианты компонентов в Фигме, ты заранее создаёшь все состояния один раз, а потом просто выбираешь нужное одним кликом. Больше не нужно каждый раз вручную менять стили или элементы — всё уже готово!

Как создать варианты компонентов карточки в Figma пошагово

Давай на примере карточки itsets сделаем три самых популярных состояния:

  • Default — обычная карточка без взаимодействия.
  • Hover — карточка при наведении мыши (подсвечена или слегка приподнята).
  • Active — карточка при нажатии.

Поехали по шагам...

Кнопка добавления вариантов компонента
Кнопка добавления вариантов компонента

1. Создай набор вариантов компонента (Variants)

  • Выбери родительский компонент карточки, который мы уже создали.
  • В правой панели найди кнопку Add variant и нажми на неё (или жми правой кнопкой по карточке и выбери Main Component > Add Variant.
  • Появится копия карточки и обе они будут в фиолетовой пунктирной рамке — это второй вариант. Повтори действие ещё раз, чтобы получить третий вариант.

Теперь у тебя три версии карточки, объединённые в удобный блок с названием «Variants».

Укажи соответствующие названия в этом поле, выделяя каждою карточку
Укажи соответствующие названия в этом поле, выделяя каждою карточку

2. Назови варианты правильно

Обязательно дай понятные названия своим вариантам (справа в свойствах настроек компонента в верхней части панели), чтобы тебе и твоим коллегам было легко ориентироваться. Например:

  • Default (обычное состояние).
  • Hover (наведение).
  • Pressed (нажатие).
Выбрав всю секцию вариантов, можно сменить название свойства с Property 1 на State (состояние).
Выбрав всю секцию вариантов, можно сменить название свойства с Property 1 на State (состояние).

3. Настрой визуальные отличия между вариантами

Теперь сделаем так, чтобы состояния отличались друг от друга. Например:

  • В варианте Hover добавь обводку и кнопку «Читать».
  • Для варианта Pressed сделай эффект ещё более явным: цвет обводки темней.

Это наглядно покажет пользователю, что карточка кликабельна и реагирует на его действия.

Добавлены ободки и соответствующие кнопки для разных состояний
Добавлены ободки и соответствующие кнопки для разных состояний

4. Интерактивные варианты компонентов

Теперь добавим магию интерактивности:

Переходим в режим Prototype.
Переходим в режим Prototype.
  • Перейди в режим Prototype.
  • Выбери вариант «Default» и перетащи от него стрелку к варианту Hover. В настройках взаимодействия справа выбери триггер While hovering и анимацию Smart Animate.
  • Затем от варианта Hover сделай интерактивную связь с вариантом Pressed через действие «On Click».
  • Добавь обратные связи для возвращения в исходное состояние.
Пример настройки интерактивных вариантов компонента
Пример настройки интерактивных вариантов компонента

Теперь твоя карточка ведёт себя максимально живо и естественно!

Зачем это нужно и как экономит твоё время?

Если раньше тебе приходилось вручную создавать разные состояния элементов (отдельные фреймы, стили и связи), то теперь достаточно всего нескольких кликов, чтобы переключаться между готовыми вариантами.

Это особенно полезно, когда таких карточек много. Клиент просит внести правки? Ты делаешь изменения только в мастер-компоненте или варианте, и они автоматически применяются ко всем остальным элементам. Это настоящая магия скорости и удобства.

Теперь ты знаешь, как создать варианты компонентов и почему это удобно. Но на этом твои возможности не заканчиваются — дальше мы поговорим о более продвинутых приёмах работы с компонентами в Figma.

Шаг 6: Варианты вложенных компонентов и свойства Instance Swap — ещё больше гибкости в карточке блога

Теперь карточка itsets выглядит уже как мощная система: есть вложенные инстансы, Boolean-свойства, состояния при наведении и нажатии. Но мы пойдём ещё дальше. Я покажу тебе, как использовать несколько вариантов одного вложенного компонента и быстро переключаться между ними прямо в панели свойств.

Для чего это нужно? Давай объясню на примере аватара автора.

Появился компонент с пустой аватаркой Author Empty
Появился компонент с пустой аватаркой Author Empty

Допустим, у тебя есть несколько типов аватаров:

  • Аватар автора с фото и именем.
  • Минималистичный аватар (только иконка или инициалы).

Ты заранее создаёшь два варианта компонента аватара, а затем встраиваешь их инстанс внутрь карточки блога. В результате одним движением мышки ты можешь менять тип аватара прямо в панели настроек компонента карточки — это называется Instance Swap.

Это настолько удобно, что однажды попробовав, ты уже не захочешь делать иначе.

Что такое Instance Swap и почему это удобно?

Instance Swap — это возможность моментально заменить вложенный компонент на любой другой его вариант прямо из панели свойств, не изменяя структуру макета.

Если простыми словами, то это как замена лампочки в светильнике. Лампочки (варианты компонентов) могут быть разными по яркости и цвету, но светильник (родительский компонент) остаётся одним и тем же.

Например, если тебе нужно в карточке поменять аватар автора с полным фото на минималистичный вариант, ты просто выбираешь его из списка — и всё! Никаких дополнительных действий.

Как это сделать в Фигме на примере аватара карточки itsets:

Пошаговая инструкция:

1. Создай несколько вариантов компонента аватара:

  • Создай родительский компонент аватара.
  • Cделай дополнительные варианты: «Фото+Имя», «Минималистичный аватар».

2. Встрой компонент аватара в карточку блога:

  • Открой родительский компонент карточки блога.
  • Вставь внутрь него инстанс компонента аватара (если еще не сделали это).

3. Настрой Instance Swap:

  • Выдели вложенный компонент аватара внутри карточки.
  • В правой панели найди блок «Properties» и выбери «Create property» → «Instance Swap».
  • Назови это свойство, например, «Avatar Type».
Далее выбери Value — сам встроенный компонент
Далее выбери Value — сам встроенный компонент

Теперь у тебя есть удобное меню, с помощью которого можно выбирать нужный вариант аватара одним движением мыши.

Теперь при выборе инстанса карточки появляется дополнительное поле, где можно заменить компонент (свапнуть его).
Теперь при выборе инстанса карточки появляется дополнительное поле, где можно заменить компонент (свапнуть его).

Когда это пригодится на практике?

Допустим, на одной странице сайта itsets тебе нужно использовать аватары авторов с фото и именем, а на другой — минималистичные, чтобы не перегружать дизайн. Вместо того, чтобы вручную переделывать карточку, ты:

  • Просто выбираешь нужный вариант аватара в панели свойств.
  • Получаешь результат за секунду.

Почему это профессионально?

Использование Instance Swap показывает уровень твоего профессионализма. Ты думаешь о будущем проекта, создавая гибкие компоненты, которыми легко управлять. Тебе не страшны внезапные правки или изменения требований — всё решается буквально за пару секунд.

Это делает тебя дизайнером, которого ценит команда и заказчики, потому что ты экономишь не только своё время, но и ресурсы всей команды.

Дальше мы поговорим о том, как создавать и эффективно управлять библиотекой компонентов, чтобы твои компоненты всегда были под рукой и легко поддерживались.

Шаг 7: Управляем свойствами вложенных инстансов с помощью Nested Instances в Figma

Ты уже отлично справляешься с компонентами: теперь карточка itsets гибкая и удобная. Но что делать, если тебе нужно управлять не только самим компонентом карточки, но и свойствами компонентов, вложенных в неё? Например, быстро включать или выключать статус «онлайн» прямо на аватаре автора, не покидая родительский компонент карточки.

Для этого в Фигме есть мощная функция — Nested Instances. Сейчас я покажу, как это работает и почему тебе стоит этим пользоваться.

Что такое Nested Instances и чем они полезны?

Если сказать просто, Nested Instances позволяют управлять свойствами вложенных компонентов (инстансов) на уровне родительского компонента.

У тебя есть карточка блога, внутри неё — вложенный компонент аватара. Сам аватар тоже имеет несколько свойств (например, статус «онлайн»). С помощью Nested Instances ты сможешь управлять этим статусом прямо на уровне карточки, не заходя отдельно в настройки аватара.

Это как удалённое управление телевизором: тебе не нужно вставать и переключать каналы вручную, когда у тебя есть удобный пульт под рукой.

Как настроить Nested Instances на примере карточки блога и аватара автора:

Создан кружок-индикация со статусом и добавлен в свойство компонента Author
Создан кружок-индикация со статусом и добавлен в свойство компонента Author

1. Подготовь компонент аватара

  • Создай несколько вариантов компонента аватара автора или просто добавь boolean свойство отображения статуса.
  • Убедись, что компонент аватара имеет настроенные свойства компонента.
Добавляем в варианте компонента с карточкой свойство Nested Instances
Добавляем в варианте компонента с карточкой свойство Nested Instances

2. Включи отображение вложенных свойств (Nested Instances)

  • Выдели секцию вариантов компонентов с карточкой.
  • В панели справа Properties добавь свойство и выбери Nested Instanses.
  • Включи чек-бокс у встроенных компонентов.
У нас появилось новое свойство Author, которое наследуется от свойства компонента Author
У нас появилось новое свойство Author, которое наследуется от свойства компонента Author

Теперь свойства вложенного аватара (например, переключатель статуса «онлайн») будут доступны прямо в панели свойств родительского компонента карточки.

Теперь выбирая инстанс компонента карточки, мы можем включать и отключать статус не проваливаясь в инстанс компонента с автором
Теперь выбирая инстанс компонента карточки, мы можем включать и отключать статус не проваливаясь в инстанс компонента с автором

Как использовать это на практике?

Допустим, тебе нужно быстро поменять статус пользователя на аватаре. Вместо того, чтобы искать и открывать отдельно компонент аватара, ты просто:

  • Выбираешь карточку в макете.
  • В правой панели мгновенно переключаешь статус пользователя аватара.

Теперь ты можешь на лету менять любые детали в интерфейсе, даже если они вложены глубоко в иерархии компонентов.

Почему стоит использовать Nested Instances?

Это удобно в первую очередь тем, что:

  • Ты экономишь много времени: все изменения вносятся моментально на верхнем уровне.
  • Твой компонент становится максимально гибким и универсальным.
  • Вся твоя команда может легко использовать компоненты, быстро переключая свойства без лишних действий.

Nested Instances — это инструмент профессионала, который умеет думать наперёд и создавать по-настоящему удобные компоненты, которыми хочется пользоваться.

Шаг 8: Как быстро и безопасно изменить или убрать компоненты в Figma, не сломав проект

Уверен, что с тобой случалась такая ситуация: сделал красивый и аккуратный компонент, использовал его по всему проекту, но вдруг понимаешь, что где-то свернул не туда. Нужно срочно убрать компонент, разбить его на части или просто вернуть элементы в обычное состояние. И вот тут-то начинается паника: «Как это сделать так, чтобы не сломать половину макета?»

Сейчас я объясню, как легко и безопасно разобраться с этой проблемой в Figma, чтобы ты не боялся экспериментов и всегда держал контроль над ситуацией.

Как разбить компонент в Фигме (Detach instance)

Иногда требуется изменить только один дочерний компонент, не трогая родительский. Например, тебе нужно срочно внести изменения в карточку блога только на одном экране, не затрагивая остальные копии компонента. Для этого есть функция Detach instance («разбить компонент»):

  • Кликни правой кнопкой мыши по дочернему компоненту.
  • Выбери опцию Detach instance (или комбинацию клавиш Ctrl/Cmd+Alt+B).
Когда нужно отсоединить или разбить дочерний компонент в Фигме
Когда нужно отсоединить или разбить дочерний компонент в Фигме

Теперь элемент превращается в обычный фрейм. Ты можешь свободно изменять его, не боясь повредить остальные карточки. Помни, что при этом связь с родительским компонентом полностью разорвётся, и будущие изменения не будут применяться к разбитому элементу.

Как безопасно изменять компоненты и не испортить макет?

Из личного опыта дам тебе пару советов, чтобы избегать проблем при работе с компонентами:

  • Сначала подумай, потом разбивай. Прежде чем разбивать компонент, убедись, что это действительно нужно. Часто бывает достаточно использовать Boolean-свойства или варианты, чтобы решить проблему.
  • Создавай копию. Если планируешь крупные изменения, скопируй родительский компонент и работай с копией. Если пойдёт что-то не так, легко вернёшься к исходной версии.
  • Используй детач осторожно. Открепляя дочерний компонент от родительского, ты теряешь связь с мастером навсегда. Это действие необратимо, поэтому применяй его аккуратно и осознанно.

Когда разбивать компоненты нормально?

Не бойся разбивать компоненты, если ты понимаешь, зачем это делаешь. Например, у тебя уникальный блок, который никогда не будет использоваться повторно. Тогда разбивай смело. Главное — не превращать это в привычку.

Я сам иногда разбиваю компоненты, когда нужно что-то сделать быстро и точечно, без оглядки на остальные элементы. Но всегда помню, что сила компонентов — именно в повторном использовании, поэтому прибегаю к этой функции только в крайнем случае.

Шаг 9: горячие клавиши для удобной работы с компонентами в Figma

Когда работаешь с компонентами в Figma каждый день, постепенно замечаешь, что постоянно нажимаешь одни и те же кнопки. Это нормально, но что, если я скажу, что большую часть операций можно сделать гораздо быстрее, даже не отрывая руки от клавиатуры?

Сейчас я поделюсь с тобой своими любимыми горячими клавишами для работы с компонентами, которые сэкономили мне не один десяток часов рабочего времени.

Почему стоит использовать горячие клавиши?

Использование горячих клавиш — это как игра на музыкальном инструменте. Чем лучше ты ими владеешь, тем красивее и быстрее звучит твоя мелодия дизайна. Клавиатурные сокращения помогают переключаться между действиями моментально, а значит, экономят огромное количество времени, особенно когда речь идёт о повторяющихся задачах.

Вот основные горячие клавиши для работы с компонентами, которые я использую каждый день:

Самые полезные горячие клавиши для компонентов в Figma

Создать компонент: Ctrl + Alt + K (Windows) или Cmd + Option + K (macOS)

Создать инстанс (копию) компонента: нажми Alt (Option) и перетащи компонент мышкой.

Detach instance (разбить компонент на отдельные элементы): Ctrl + Alt + B (Windows), Cmd + Option + B (macOS).

Создание нового варианта компонента (Variants): Выдели компонент → нажми Ctrl/Cmd + D (дублирует компонент, затем добавляй в набор вариантов).

Переход к родительскому (мастер) компоненту: Ctrl+Alt+Enter (Windows) / Cmd+Option+Enter (macOS).

Эти сочетания клавиш быстро войдут в твою привычку, и ты будешь удивляться, как раньше мог обходиться без них.

Как быстрее запомнить горячие клавиши в Figma?

Не пытайся выучить сразу всё. Выбери две-три горячие клавиши и начинай применять их ежедневно. Постепенно ты привыкнешь, и они станут частью твоей мышечной памяти. А потом можно добавить новые и новые. Со временем твоя работа ускорится минимум в полтора раза.

Когда я начинал, мне казалось это лишним, но спустя пару недель я заметил, что почти перестал отвлекаться на интерфейс Фигмы. Руки сами нажимали нужные сочетания клавиш, позволяя мне полностью сконцентрироваться на дизайне.

Шаг 10: Создаём удобную библиотеку компонентов в Figma

У тебя уже есть мощный компонент карточки блога, настроены все состояния, вложенные инстансы и варианты. Сейчас самое время поговорить о том, как грамотно организовать хранение всех этих компонентов, чтобы твоя работа была максимально комфортной и упорядоченной.

Когда-то давно, ещё на заре своей карьеры дизайнера, я складывал компоненты в один общий файл, никак их не структурируя. Это напоминало гараж, где свалены в кучу инструменты и детали — вроде всё есть, а когда что-то нужно, искать приходится по полчаса. В один момент я понял, что теряю слишком много времени и пора навести порядок.

Тогда я познакомился с понятием библиотеки компонентов в Figma и всё изменилось. Теперь моя библиотека компонентов — это аккуратный шкаф, где все детали разложены по полкам и подписаны. Когда нужен какой-то компонент, я просто захожу в эту библиотеку, быстро нахожу нужный элемент и вставляю его в проект. Это занимает считаные секунды, и вся команда знает, где и что находится.

Представь библиотеку компонентов как аккуратный шкаф с чётко обозначенными полками. На верхней полке лежат карточки блога, чуть ниже — кнопки, дальше — аватары авторов и иконки. У каждой детали есть своё место, своя подпись и понятная логика расположения. Взглядом охватываешь весь порядок и берёшь ровно то, что нужно прямо сейчас. Это и есть библиотека компонентов в Фигме.

Внешняя мини библиотека компонентов в Фигме проекта itsets на его старте
Внешняя мини библиотека компонентов в Фигме проекта itsets на его старте

Как настроить библиотеку компонентов в Фигме

Чтобы настроить такую библиотеку, сначала создай отдельную страницу в файле и назови её, например, Components. На этой странице размести родительские компоненты и обязательно сгруппируй их по назначению или типу элементов. Я обычно подписываю каждую группу крупным заголовком («Карточки блога», «Аватары и пользователи», «Кнопки и элементы управления»).

Когда библиотека структурирована, перейди в панель Assets (слева, рядом со слоями) и убедись, что все компоненты легко доступны и удобно организованы. Теперь при необходимости любой член команды сможет зайти в Assets и взять нужный компонент буквально за пару кликов.

Кроме того, библиотека компонентов полезна, если ты работаешь сразу над несколькими проектами. Можно подключать её к разным файлам через опцию Team Library, и любые изменения, сделанные в мастер-компоненте, мгновенно распространяются по всем макетам, к которым подключена библиотека.

Это удобно, это экономит твоё время и помогает команде поддерживать дизайн в полном порядке. Когда клиент просит что-то изменить, ты сразу идёшь в родительский компонент в библиотеке, делаешь исправления, и вся система карточек моментально обновляется во всех макетах проекта. Никакого хаоса, потерянных часов и лишних нервов.

Настроив библиотеку компонентов, ты почувствуешь, как твоя продуктивность вырастет в несколько раз, а команда скажет тебе спасибо за удобство и порядок в проектах. Потому что удобная библиотека компонентов — это профессиональный подход, который экономит ресурсы, улучшает качество работы и делает тебя дизайнером, с которым хотят работать снова и снова.

Как компоненты в Figma меняют карьеру дизайнера

Когда я только начинал карьеру дизайнера, думал, что главное — научиться красиво рисовать интерфейсы. Но годы опыта показали, что быть дизайнером — это не только про красоту, но и про скорость, гибкость и удобство работы с проектом. Именно здесь компоненты в Figma стали моим главным помощником и позволили мне вырасти в сильного и востребованного специалиста.

Грамотное использование компонентов в дизайне — это профессиональная зрелость. Ты не просто рисуешь карточки, кнопки и аватары, а создаёшь гибкую и продуманную систему, которой легко управлять. Тебе больше не нужно вручную переделывать сотни экранов из-за одной небольшой правки клиента. Ты не тратишь время на рутину, а вкладываешь его в креатив, UX-исследования или новые идеи, которые сделают твои проекты действительно крутыми.

Более того, освоив компоненты, вложенные инстансы, Boolean-свойства и варианты в Figma, ты открываешь для себя совершенно новый уровень работы. Теперь ты не просто дизайнер — ты владелец мощной системы, которой удобно пользоваться всей команде. Клиенты и коллеги ценят тебя за оперативность и чистоту твоих макетов, разработчики благодарны за порядок и ясность в структуре дизайна, а ты сам начинаешь получать удовольствие от работы, переставая чувствовать себя исполнителем рутины.

Компоненты дают свободу: делать быстро, удобно и качественно. А это именно то, что отделяет начинающего дизайнера от настоящего профессионала, который решает сложные задачи легко и с удовольствием.

Не жди идеального момента — начинай применять компоненты прямо сегодня. Поверь, ты заметишь изменения в своей работе очень быстро и будешь приятно удивлён результатом.

174
Похожие статьи
Lock Aspect Ratio в Figma: как работает и когда нужен

Меняешь размер элемента в Figma — картинка внутри фрейма растягивается? Значит, забыл про Lock Aspect Ratio. Эта функция фиксирует пропорции объекта. Полезно? Да. Нужно? Тоже да. Но иногда мешает. Разбираемся, как работает Lock Aspect Ratio, когда его включать, а когда лучше обойтись без него.

68
Как настроить Auto Layout в фигме: что это и как выровнять объекты в Figma

Auto Layout в Figma — это мощный инструмент, который позволяет быстро выравнивать элементы, создавать гибкие компоненты и автоматизировать дизайн. В этой статье мы разберём, как выровнять объекты в Figma, какие есть настройки автолейаута (Auto Layout) и как использовать его для создания адаптивных макетов.

50
35