UX-дизайнер: кто это, чем занимается и как стать профессионалом с нуля

Цифровые продукты окружают нас повсюду: мобильные приложения, сайты, веб-сервисы. Но задумывались ли вы, почему одними удобно пользоваться, а другие вызывают раздражение и желание закрыть вкладку? Ответ прост — дело в UX-дизайне. UX-дизайнер (User Experience Designer) — это специалист, который отвечает за удобство взаимодействия пользователя с цифровым продуктом. Он делает интерфейсы понятными, логичными и удобными, улучшая пользовательский опыт и повышая конверсию.
В этой статье разберёмся кто такой UX-дизайнер, чем он занимается, какие нужны навыки, чем UX отличается от веб-дизайна, какие программы использует UX-дизайнер и как стать UX-дизайнером с нуля. Также поговорим о востребованности профессии и уровне зарплат в России.
UX-дизайнер и веб-дизайнер: в чём разница?
Часто UX-дизайнера путают с веб-дизайнером, но это разные профессии. Веб-дизайнер фокусируется на визуальной части интерфейса: цветах, типографике, графике, анимациях. Его задача — сделать красивый и эстетически привлекательный сайт.

UX-дизайнер же работает над удобством и логикой взаимодействия. Он отвечает за то, как пользователь проходит путь от первой точки контакта с продуктом до выполнения целевого действия (покупки, регистрации, оформления подписки). UX-дизайн включает исследование аудитории, тестирование гипотез и проектирование интерфейсов с учётом пользовательского опыта.
Пример разницы: веб-дизайнер нарисует красивую кнопку «Купить», а UX-дизайнер протестирует её расположение, цвет, форму и выяснит, насколько она удобна для пользователей, что будет происходить по нажатию на такую кнопку и проч.
Чем занимается UX-дизайнер: основные задачи
Работа UX-дизайнера строится на глубоком понимании потребностей пользователей и проектировании удобных цифровых решений. Вот основные этапы его работы:
- Исследование пользователей. UX-дизайнер анализирует целевую аудиторию, её проблемы, ожидания и поведение. Используются методы: интервью, опросы, юзабилити-тесты, тепловые карты. Почитайте здесь про виды и этапы UX-исследований.
- Проектирование пользовательских сценариев. Специалист создаёт карты пользовательских потоков (User Flow) и описывает пути взаимодействия с продуктом.
- Разработка прототипов. Перед тем как интерфейс нарисуют UI-дизайнеры, UX-дизайнер создаёт wireframes (каркасные модели страниц) и интерактивные прототипы.
- Тестирование UX-решений. Дизайнер проверяет удобство интерфейса на реальных пользователях, собирает фидбек и вносит корректировки.
- Работа с разработчиками. UX-дизайнер тесно взаимодействует с фронтенд-разработчиками, объясняя, как должен работать интерфейс.
- Анализ метрик и улучшение UX. После запуска продукта специалист следит за конверсией, retention rate, показателем отказов и на основе данных улучшает пользовательский опыт.
Востребованность профессии UX-дизайнера
UX-дизайнеры востребованы во всех сферах, где есть цифровые продукты: IT-компании, банки, маркетплейсы, ритейл, онлайн-образование. Хороший UX увеличивает продажи и удерживает пользователей, поэтому бизнес активно инвестирует в улучшение интерфейсов.

Почему спрос на UX-дизайнеров растёт?
- Компании осознают важность удобного интерфейса для роста прибыли.
- Развитие мобильных приложений и веб-сервисов создаёт новые рабочие места для UX-дизайнеров.
- Конкуренция среди цифровых продуктов растёт, поэтому важно выделяться удобством и качеством интерфейсов.
Зарплаты UX-дизайнеров в России
Зарплата UX-дизайнера зависит от уровня опыта, типа компании и региона:
- Junior UX-дизайнер (до 1 года опыта) — 60 000–100 000 ₽
- Middle UX-дизайнер (1–3 года опыта) — 100 000–200 000 ₽
- Senior UX-дизайнер (3+ лет опыта) — 200 000–400 000 ₽
- Lead UX-дизайнер / Head of UX — от 300 000 ₽
В крупных IT-компаниях зарплаты могут превышать 500 000 ₽, особенно если специалист работает с высоконагруженными продуктами. Подробнее об уровнях дизайнеров и их грейдах объясню ниже.
Как стать UX-дизайнером с нуля?
Путь в UX-дизайн можно начать даже без технического образования. Важно освоить базовые принципы UX, изучить инструменты и наработать портфолио.

Изучить основы UX-дизайна. Начните с книг:
- Дональд Норман «Дизайн привычных вещей».
- Стив Круг «Не заставляйте меня думать».
- Джейк Кнапп «Спринт».
Освоить программы UX-дизайнера:
- Figma (основной инструмент для проектирования и прототипирования).
- Sketch (альтернатива Figma для macOS).
- Adobe XD (ещё один популярный инструмент для UX-дизайна).
- Miro (помогает строить CJM и пользовательские потоки).
Начать практиковаться:
- Создавайте прототипы.
- Анализируйте интерфейсы популярных сервисов.
- Участвуйте в UX-хакатонах.
Изучить UX-аналитику:
- Освойте Google Analytics.
- Hotjar.
- UXCam.
Эти инструменты помогают анализировать пользовательское поведение.
Ну и в финале создать портфолио и искать работу. Опубликуйте свои проекты на Behance, Dribbble, подавайте заявки на стажировки и junior-вакансии.
Пример рабочего дня UX-дизайнера Виктора
UX-дизайнер Виктор работает в продуктовой команде корпоративного мессенджера. Сегодня перед ним стоит задача: спроектировать интерфейс для создания группового чата или канала в мессенджере. Важно сделать этот процесс простым и интуитивно понятным для пользователей. Разберём, как проходит его рабочий день и какие конкретные шаги он предпринимает для решения этой задачи.
9:00 – 9:30. Утренняя синхронизация с командой
Виктор начинает день с ежедневного стендапа с командой. На встрече обсуждаются текущие задачи, проблемы и планы на день. Он сообщает, что сегодня будет работать над интерфейсом создания группового чата и канала, и уточняет, есть ли у разработчиков или продакт-менеджера какие-то ограничения или пожелания.
9:30 – 10:30. Исследование аналогов и сбор информации
Прежде чем проектировать новый интерфейс, Виктор изучает, как это реализовано у конкурентов:
- Анализирует создание чатов и каналов в Slack, Microsoft Teams, Telegram.
- Обращает внимание на UX-паттерны, количество шагов в процессе, настройки приватности.
- Записывает удачные и неудачные решения, чтобы не повторять чужие ошибки.
Затем он просматривает аналитику текущего функционала корпоративного мессенджера: какие сценарии создания чатов уже есть, какие настройки чаще всего выбирают пользователи.
10:30 – 12:00. Интервью с пользователями и бизнес-требования
Виктор организует несколько коротких интервью с пользователями корпоративного мессенджера — сотрудниками компаний, использующих продукт. Он задаёт вопросы:
- Как часто вы создаёте групповые чаты и каналы?
- Какие настройки для вас важны (открытый/закрытый канал, права доступа)?
- Какие сложности у вас возникают при создании новых чатов?
Параллельно он уточняет у продакт-менеджера бизнес-цели:
- Какие ключевые KPI важны? (Например, увеличение количества создаваемых каналов на 20%).
- Должны ли быть отличия между групповым чатом и каналом?
- Какие ограничения есть со стороны бэкенда?
На основе полученной информации Виктор записывает ключевые инсайты, которые помогут в проектировании интерфейса.
12:00 – 13:00. Разработка пользовательских сценариев (User Flow)
На этом этапе UX-дизайнер создаёт карты пользовательских потоков (User Flow):
- Пользователь нажимает «Создать чат».
- Выбирает тип: групповой чат или канал.
- Добавляет участников или выбирает опцию «публичный канал».
- Настраивает параметры: название, описание, аватар, права доступа.
- Завершает создание и попадает в интерфейс чата/канала.
Виктор уточняет, какие шаги можно упростить, и делает первые заметки для прототипа.
13:00 – 14:00. Обед и небольшой отдых
После продуктивной первой половины дня Виктор идёт на обед и переключается, чтобы со свежей головой приступить к проектированию.
14:00 – 16:00. Создание прототипа
Виктор открывает Figma и начинает разрабатывать первый интерактивный прототип. Он создаёт:
- Каркасные макеты (wireframes) для каждого шага процесса создания чата/канала.
- Прототип, который позволяет имитировать поведение пользователя.
При проектировании он учитывает:
- Минимальное количество шагов (чтобы пользователь не уставал от процесса).
- Понятные названия полей и кнопок.
- Возможность редактировать настройки после создания чата.
16:00 – 17:30. Юзабилити-тестирование прототипа
Перед тем как передавать дизайн в разработку, Виктор проверяет, насколько удобно пользователям взаимодействовать с новым интерфейсом. Он проводит коридорное тестирование — даёт прототип коллегам из других отделов и наблюдает, как они справляются с задачей:
- Понимают ли они разницу между группой и каналом?
- Не возникает ли сложностей с настройками?
- Все ли важные элементы на виду?
По результатам тестирования он фиксирует замечания и дорабатывает интерфейс, убирая ненужные шаги.
17:30 – 18:00. Итоговая презентация работы команде
В конце дня Виктор подготавливает мини-презентацию с объяснением решений и демонстрацией прототипа:
- Рассказывает, какие проблемы выявил на интервью.
- Показывает, как изменился пользовательский путь.
- Демонстрирует интерактивный прототип.
- Обсуждает с командой возможные улучшения перед передачей в разработку.
После обсуждения он фиксирует фидбек и договаривается с разработчиками о следующем этапе работы.
Грейды UX-дизайнера: уровни развития
UX-дизайн — это профессия, в которой существует чёткая градация по уровням опыта и навыков. Чем выше грейд, тем больше ответственности, сложность задач и влияние на продукт. В разных компаниях могут быть свои названия и требования, но в целом карьера UX-дизайнера проходит через 5 основных грейдов:
- Intern (Стажёр UX-дизайнер).
- Junior (Младший UX-дизайнер).
- Middle (UX-дизайнер среднего уровня).
- Senior (Старший UX-дизайнер).
- Lead / Head of UX (Руководитель UX-дизайна).
Intern UX-дизайнер (Стажёр)
Опыт: 0-6 месяцев
Зарплата в России: 30 000 – 60 000 ₽
Стажёр — это человек, который только начинает свой путь в UX-дизайне. Он работает под руководством более опытных дизайнеров, помогает с мелкими задачами и обучается в процессе работы.
Что делает:
• Поддерживает UX-команду: подготавливает файлы, рисует базовые элементы интерфейса.
• Изучает UX-исследования, но пока не проводит их самостоятельно.
• Помогает в разработке простых прототипов.
• Осваивает инструменты: Figma, Miro, аналитические сервисы.
Как расти до Junior?
• Освоить основы UX-исследований.
• Уметь делать интерактивные прототипы.
• Разобраться в аналитике пользовательского поведения.
Junior UX-дизайнер (Младший UX-дизайнер)
Опыт: 6 месяцев – 1,5 года
Зарплата в России: 60 000 – 120 000 ₽
Junior UX-дизайнер уже умеет проектировать интерфейсы, но ему всё ещё нужна поддержка опытных коллег. Он не принимает стратегических решений, но может решать небольшие UX-задачи самостоятельно.
Что делает:
• Проектирует простые пользовательские сценарии.
• Создаёт интерактивные прототипы в Figma.
• Работает с UI-дизайнерами и разработчиками.
• Проводит простые UX-исследования: юзабилити-тесты, опросы.
• Анализирует конкурентов и аналоги.
Как расти до Middle?
• Разобраться в аналитике: Google Analytics, Amplitude.
• Научиться тестировать UX-гипотезы.
• Развить навык ведения проектов и общения с командой.
Middle UX-дизайнер (Дизайнер среднего уровня)
Опыт: 1,5 – 3 года
Зарплата в России: 120 000 – 200 000 ₽
Middle — это самостоятельный специалист, который умеет проектировать сложные интерфейсы и взаимодействовать с другими командами. Он уже участвует в формировании UX-стратегии продукта.
Что делает:
• Проектирует многоуровневые пользовательские сценарии.
• Проводит полноценные UX-исследования и анализирует данные.
• Создаёт интерактивные прототипы высокой детализации.
• Работает с дизайн-системами, UI-китами.
• Взаимодействует с продакт-менеджерами, исследователями, разработчиками.
• Участвует в разработке и оптимизации UX-метрик.
Как расти до Senior?
• Глубже изучить продуктовые метрики и A/B-тестирование.
• Развить soft skills (ведение переговоров, презентация решений).
• Освоить JTBD, CJM, методы UX-анализа.
Senior UX-дизайнер (Старший UX-дизайнер)
Опыт: 3+ лет
Зарплата в России: 200 000 – 400 000 ₽
Senior UX-дизайнер — это эксперт в своей области, который может не только проектировать интерфейсы, но и влиять на продуктовую стратегию. Он работает с бизнес-метриками, гипотезами, тестами и UX-аналитикой.
Что делает:
• Руководит сложными UX-проектами.
• Разрабатывает продуктовую UX-стратегию.
• Анализирует поведение пользователей на уровне больших данных.
• Проводит A/B-тесты, анализирует метрики, улучшает конверсию.
• Менторит младших дизайнеров, помогает Middle-специалистам расти.
• Работает с бизнесом: продакт-менеджерами, аналитиками, маркетологами.
Как расти до Lead UX?
• Развивать управленческие навыки.
• Освоить UX-аналитику на высоком уровне.
• Научиться презентовать и защищать решения перед C-level.
Lead UX-дизайнер / Head of UX (Руководитель UX-дизайна)
Опыт: 5+ лет
Зарплата в России: 300 000 – 600 000 ₽+
Lead UX-дизайнер отвечает за UX-направление в компании. Он не только проектирует интерфейсы, но и разрабатывает долгосрочную UX-стратегию, управляет командой и определяет ключевые UX-метрики продукта.
Что делает:
• Формирует глобальное видение UX-развития продукта.
• Управляет UX-командой: нанимает сотрудников, распределяет задачи.
• Взаимодействует с топ-менеджментом и продакт-директорами.
• Отвечает за конверсию, Retention Rate, LTV.
• Разрабатывает и внедряет UX-методологии и дизайн-системы.
Как расти дальше?
• Переходить в C-level, например, Chief Product Officer (CPO).
• Развивать стратегическое мышление и бизнес-аналитику.
• Работать с международными продуктами и глобальными рынками.
Карьера UX-дизайнера развивается от стажёра до руководителя UX-направления. Каждый уровень требует новых навыков: от базового проектирования интерфейсов до работы с продуктовой стратегией и бизнес-метриками.
Если вы только начинаете путь в UX-дизайне, важно не только изучать инструменты, но и развивать насмотренность, исследовательские навыки и аналитическое мышление. Главное — постоянно учиться, анализировать поведение пользователей и тестировать гипотезы. Это поможет расти и двигаться вверх по карьерной лестнице!
Заключение
UX-дизайнер — это ключевая профессия в цифровом мире. Он создаёт удобные интерфейсы, улучшает пользовательский опыт и напрямую влияет на бизнес-показатели компании. Востребованность специалистов неуклонно растёт, а зарплаты превышают среднерыночные.
Стать UX-дизайнером с нуля можно, если изучить теорию, освоить инструменты и активно практиковаться. Главное — желание разбираться в поведении пользователей, тестировать гипотезы и делать цифровые продукты понятными и удобными. Если вас привлекает работа на стыке дизайна, аналитики и психологии — профессия UX-дизайнера может стать отличным выбором!