From pixels to perfection

UX-дизайнер: кто это, чем занимается и как стать профессионалом с нуля

Цифровые продукты окружают нас повсюду: мобильные приложения, сайты, веб-сервисы. Но задумывались ли вы, почему одними удобно пользоваться, а другие вызывают раздражение и желание закрыть вкладку? Ответ прост — дело в UX-дизайне. UX-дизайнер (User Experience Designer) — это специалист, который отвечает за удобство взаимодействия пользователя с цифровым продуктом. Он делает интерфейсы понятными, логичными и удобными, улучшая пользовательский опыт и повышая конверсию.

В этой статье разберёмся кто такой UX-дизайнер, чем он занимается, какие нужны навыки, чем UX отличается от веб-дизайна, какие программы использует UX-дизайнер и как стать UX-дизайнером с нуля. Также поговорим о востребованности профессии и уровне зарплат в России.

UX-дизайнер и веб-дизайнер: в чём разница?

Часто UX-дизайнера путают с веб-дизайнером, но это разные профессии. Веб-дизайнер фокусируется на визуальной части интерфейса: цветах, типографике, графике, анимациях. Его задача — сделать красивый и эстетически привлекательный сайт.

Пример описания логики работы интерфейса, User Flow в UX-дизайне
Пример описания логики работы интерфейса, User Flow в UX-дизайне

UX-дизайнер же работает над удобством и логикой взаимодействия. Он отвечает за то, как пользователь проходит путь от первой точки контакта с продуктом до выполнения целевого действия (покупки, регистрации, оформления подписки). UX-дизайн включает исследование аудитории, тестирование гипотез и проектирование интерфейсов с учётом пользовательского опыта.

Пример разницы: веб-дизайнер нарисует красивую кнопку «Купить», а UX-дизайнер протестирует её расположение, цвет, форму и выяснит, насколько она удобна для пользователей, что будет происходить по нажатию на такую кнопку и проч.

Чем занимается UX-дизайнер: основные задачи

Работа UX-дизайнера строится на глубоком понимании потребностей пользователей и проектировании удобных цифровых решений. Вот основные этапы его работы:

  • Исследование пользователей. UX-дизайнер анализирует целевую аудиторию, её проблемы, ожидания и поведение. Используются методы: интервью, опросы, юзабилити-тесты, тепловые карты. Почитайте здесь про виды и этапы UX-исследований.
  • Проектирование пользовательских сценариев. Специалист создаёт карты пользовательских потоков (User Flow) и описывает пути взаимодействия с продуктом.
  • Разработка прототипов. Перед тем как интерфейс нарисуют UI-дизайнеры, UX-дизайнер создаёт wireframes (каркасные модели страниц) и интерактивные прототипы.
  • Тестирование UX-решений. Дизайнер проверяет удобство интерфейса на реальных пользователях, собирает фидбек и вносит корректировки.
  • Работа с разработчиками. UX-дизайнер тесно взаимодействует с фронтенд-разработчиками, объясняя, как должен работать интерфейс.
  • Анализ метрик и улучшение UX. После запуска продукта специалист следит за конверсией, retention rate, показателем отказов и на основе данных улучшает пользовательский опыт.

Востребованность профессии UX-дизайнера

UX-дизайнеры востребованы во всех сферах, где есть цифровые продукты: IT-компании, банки, маркетплейсы, ритейл, онлайн-образование. Хороший UX увеличивает продажи и удерживает пользователей, поэтому бизнес активно инвестирует в улучшение интерфейсов.

Customer Journey Map — ещё один из инструментов UX-дизайнеров
Customer Journey Map — ещё один из инструментов UX-дизайнеров

Почему спрос на UX-дизайнеров растёт?

  • Компании осознают важность удобного интерфейса для роста прибыли.
  • Развитие мобильных приложений и веб-сервисов создаёт новые рабочие места для UX-дизайнеров.
  • Конкуренция среди цифровых продуктов растёт, поэтому важно выделяться удобством и качеством интерфейсов.

Зарплаты UX-дизайнеров в России

Зарплата UX-дизайнера зависит от уровня опыта, типа компании и региона:

  • Junior UX-дизайнер (до 1 года опыта) — 60 000–100 000 ₽
  • Middle UX-дизайнер (1–3 года опыта) — 100 000–200 000 ₽
  • Senior UX-дизайнер (3+ лет опыта) — 200 000–400 000 ₽
  • Lead UX-дизайнер / Head of UX — от 300 000 ₽

В крупных IT-компаниях зарплаты могут превышать 500 000 ₽, особенно если специалист работает с высоконагруженными продуктами. Подробнее об уровнях дизайнеров и их грейдах объясню ниже.

Как стать UX-дизайнером с нуля?

Путь в UX-дизайн можно начать даже без технического образования. Важно освоить базовые принципы UX, изучить инструменты и наработать портфолио.

Материалы по UX-дизайну
Материалы по UX-дизайну

Изучить основы UX-дизайна. Начните с книг:

  • Дональд Норман «Дизайн привычных вещей».
  • Стив Круг «Не заставляйте меня думать».
  • Джейк Кнапп «Спринт». 

Освоить программы UX-дизайнера:

  • Figma (основной инструмент для проектирования и прототипирования).
  • Sketch (альтернатива Figma для macOS).
  • Adobe XD (ещё один популярный инструмент для UX-дизайна).
  • Miro (помогает строить CJM и пользовательские потоки).

Начать практиковаться:

  • Создавайте прототипы. 
  • Анализируйте интерфейсы популярных сервисов. 
  • Участвуйте в UX-хакатонах.

Изучить UX-аналитику:

  • Освойте Google Analytics.
  • Hotjar.
  • UXCam.

 Эти инструменты помогают анализировать пользовательское поведение.

Ну и в финале создать портфолио и искать работу. Опубликуйте свои проекты на Behance, Dribbble, подавайте заявки на стажировки и junior-вакансии.

Пример рабочего дня UX-дизайнера Виктора

UX-дизайнер Виктор работает в продуктовой команде корпоративного мессенджера. Сегодня перед ним стоит задача: спроектировать интерфейс для создания группового чата или канала в мессенджере. Важно сделать этот процесс простым и интуитивно понятным для пользователей. Разберём, как проходит его рабочий день и какие конкретные шаги он предпринимает для решения этой задачи.

9:00 – 9:30. Утренняя синхронизация с командой

Виктор начинает день с ежедневного стендапа с командой. На встрече обсуждаются текущие задачи, проблемы и планы на день. Он сообщает, что сегодня будет работать над интерфейсом создания группового чата и канала, и уточняет, есть ли у разработчиков или продакт-менеджера какие-то ограничения или пожелания.

9:30 – 10:30. Исследование аналогов и сбор информации

Прежде чем проектировать новый интерфейс, Виктор изучает, как это реализовано у конкурентов:

  • Анализирует создание чатов и каналов в Slack, Microsoft Teams, Telegram.
  • Обращает внимание на UX-паттерны, количество шагов в процессе, настройки приватности.
  • Записывает удачные и неудачные решения, чтобы не повторять чужие ошибки.

Затем он просматривает аналитику текущего функционала корпоративного мессенджера: какие сценарии создания чатов уже есть, какие настройки чаще всего выбирают пользователи.

10:30 – 12:00. Интервью с пользователями и бизнес-требования

Виктор организует несколько коротких интервью с пользователями корпоративного мессенджера — сотрудниками компаний, использующих продукт. Он задаёт вопросы:

  • Как часто вы создаёте групповые чаты и каналы?
  • Какие настройки для вас важны (открытый/закрытый канал, права доступа)?
  • Какие сложности у вас возникают при создании новых чатов?

Параллельно он уточняет у продакт-менеджера бизнес-цели:

  • Какие ключевые KPI важны? (Например, увеличение количества создаваемых каналов на 20%).
  • Должны ли быть отличия между групповым чатом и каналом?
  • Какие ограничения есть со стороны бэкенда?

На основе полученной информации Виктор записывает ключевые инсайты, которые помогут в проектировании интерфейса.

12:00 – 13:00. Разработка пользовательских сценариев (User Flow)

На этом этапе UX-дизайнер создаёт карты пользовательских потоков (User Flow):

  • Пользователь нажимает «Создать чат».
  • Выбирает тип: групповой чат или канал.
  • Добавляет участников или выбирает опцию «публичный канал».
  • Настраивает параметры: название, описание, аватар, права доступа.
  • Завершает создание и попадает в интерфейс чата/канала.

Виктор уточняет, какие шаги можно упростить, и делает первые заметки для прототипа.

13:00 – 14:00. Обед и небольшой отдых

После продуктивной первой половины дня Виктор идёт на обед и переключается, чтобы со свежей головой приступить к проектированию.

14:00 – 16:00. Создание прототипа

Виктор открывает Figma и начинает разрабатывать первый интерактивный прототип. Он создаёт:

  • Каркасные макеты (wireframes) для каждого шага процесса создания чата/канала.
  • Прототип, который позволяет имитировать поведение пользователя.

При проектировании он учитывает:

  • Минимальное количество шагов (чтобы пользователь не уставал от процесса).
  • Понятные названия полей и кнопок.
  • Возможность редактировать настройки после создания чата.

16:00 – 17:30. Юзабилити-тестирование прототипа

Перед тем как передавать дизайн в разработку, Виктор проверяет, насколько удобно пользователям взаимодействовать с новым интерфейсом. Он проводит коридорное тестирование — даёт прототип коллегам из других отделов и наблюдает, как они справляются с задачей:

  • Понимают ли они разницу между группой и каналом?
  • Не возникает ли сложностей с настройками?
  • Все ли важные элементы на виду?

По результатам тестирования он фиксирует замечания и дорабатывает интерфейс, убирая ненужные шаги.

17:30 – 18:00. Итоговая презентация работы команде

В конце дня Виктор подготавливает мини-презентацию с объяснением решений и демонстрацией прототипа:

  • Рассказывает, какие проблемы выявил на интервью.
  • Показывает, как изменился пользовательский путь.
  • Демонстрирует интерактивный прототип.
  • Обсуждает с командой возможные улучшения перед передачей в разработку.

После обсуждения он фиксирует фидбек и договаривается с разработчиками о следующем этапе работы.

Грейды UX-дизайнера: уровни развития

UX-дизайн — это профессия, в которой существует чёткая градация по уровням опыта и навыков. Чем выше грейд, тем больше ответственности, сложность задач и влияние на продукт. В разных компаниях могут быть свои названия и требования, но в целом карьера UX-дизайнера проходит через 5 основных грейдов:

  • Intern (Стажёр UX-дизайнер).
  • Junior (Младший UX-дизайнер).
  • Middle (UX-дизайнер среднего уровня).
  • Senior (Старший UX-дизайнер).
  • Lead / Head of UX (Руководитель UX-дизайна).

Intern UX-дизайнер (Стажёр)

Опыт: 0-6 месяцев

Зарплата в России: 30 000 – 60 000 ₽

Стажёр — это человек, который только начинает свой путь в UX-дизайне. Он работает под руководством более опытных дизайнеров, помогает с мелкими задачами и обучается в процессе работы.

Что делает:

• Поддерживает UX-команду: подготавливает файлы, рисует базовые элементы интерфейса.

• Изучает UX-исследования, но пока не проводит их самостоятельно.

• Помогает в разработке простых прототипов.

• Осваивает инструменты: Figma, Miro, аналитические сервисы.

Как расти до Junior?

• Освоить основы UX-исследований.

• Уметь делать интерактивные прототипы.

• Разобраться в аналитике пользовательского поведения.

Junior UX-дизайнер (Младший UX-дизайнер)

Опыт: 6 месяцев – 1,5 года

Зарплата в России: 60 000 – 120 000 ₽

Junior UX-дизайнер уже умеет проектировать интерфейсы, но ему всё ещё нужна поддержка опытных коллег. Он не принимает стратегических решений, но может решать небольшие UX-задачи самостоятельно.

Что делает:

• Проектирует простые пользовательские сценарии.

• Создаёт интерактивные прототипы в Figma.

• Работает с UI-дизайнерами и разработчиками.

• Проводит простые UX-исследования: юзабилити-тесты, опросы.

• Анализирует конкурентов и аналоги.

Как расти до Middle?

• Разобраться в аналитике: Google Analytics, Amplitude.

• Научиться тестировать UX-гипотезы.

• Развить навык ведения проектов и общения с командой.

Middle UX-дизайнер (Дизайнер среднего уровня)

Опыт: 1,5 – 3 года

Зарплата в России: 120 000 – 200 000 ₽

Middle — это самостоятельный специалист, который умеет проектировать сложные интерфейсы и взаимодействовать с другими командами. Он уже участвует в формировании UX-стратегии продукта.

Что делает:

• Проектирует многоуровневые пользовательские сценарии.

• Проводит полноценные UX-исследования и анализирует данные.

• Создаёт интерактивные прототипы высокой детализации.

• Работает с дизайн-системами, UI-китами.

• Взаимодействует с продакт-менеджерами, исследователями, разработчиками.

• Участвует в разработке и оптимизации UX-метрик.

Как расти до Senior?

• Глубже изучить продуктовые метрики и A/B-тестирование.

• Развить soft skills (ведение переговоров, презентация решений).

• Освоить JTBD, CJM, методы UX-анализа.

Senior UX-дизайнер (Старший UX-дизайнер)

Опыт: 3+ лет

Зарплата в России: 200 000 – 400 000 ₽

Senior UX-дизайнер — это эксперт в своей области, который может не только проектировать интерфейсы, но и влиять на продуктовую стратегию. Он работает с бизнес-метриками, гипотезами, тестами и UX-аналитикой.

Что делает:

• Руководит сложными UX-проектами.

• Разрабатывает продуктовую UX-стратегию.

• Анализирует поведение пользователей на уровне больших данных.

• Проводит A/B-тесты, анализирует метрики, улучшает конверсию.

• Менторит младших дизайнеров, помогает Middle-специалистам расти.

• Работает с бизнесом: продакт-менеджерами, аналитиками, маркетологами.

Как расти до Lead UX?

• Развивать управленческие навыки.

• Освоить UX-аналитику на высоком уровне.

• Научиться презентовать и защищать решения перед C-level.

Lead UX-дизайнер / Head of UX (Руководитель UX-дизайна)

Опыт: 5+ лет

Зарплата в России: 300 000 – 600 000 ₽+

Lead UX-дизайнер отвечает за UX-направление в компании. Он не только проектирует интерфейсы, но и разрабатывает долгосрочную UX-стратегию, управляет командой и определяет ключевые UX-метрики продукта.

Что делает:

• Формирует глобальное видение UX-развития продукта.

• Управляет UX-командой: нанимает сотрудников, распределяет задачи.

• Взаимодействует с топ-менеджментом и продакт-директорами.

• Отвечает за конверсию, Retention Rate, LTV.

• Разрабатывает и внедряет UX-методологии и дизайн-системы.

Как расти дальше?

• Переходить в C-level, например, Chief Product Officer (CPO).

• Развивать стратегическое мышление и бизнес-аналитику.

• Работать с международными продуктами и глобальными рынками.

Карьера UX-дизайнера развивается от стажёра до руководителя UX-направления. Каждый уровень требует новых навыков: от базового проектирования интерфейсов до работы с продуктовой стратегией и бизнес-метриками.

Если вы только начинаете путь в UX-дизайне, важно не только изучать инструменты, но и развивать насмотренность, исследовательские навыки и аналитическое мышление. Главное — постоянно учиться, анализировать поведение пользователей и тестировать гипотезы. Это поможет расти и двигаться вверх по карьерной лестнице!

Заключение

UX-дизайнер — это ключевая профессия в цифровом мире. Он создаёт удобные интерфейсы, улучшает пользовательский опыт и напрямую влияет на бизнес-показатели компании. Востребованность специалистов неуклонно растёт, а зарплаты превышают среднерыночные.

Стать UX-дизайнером с нуля можно, если изучить теорию, освоить инструменты и активно практиковаться. Главное — желание разбираться в поведении пользователей, тестировать гипотезы и делать цифровые продукты понятными и удобными. Если вас привлекает работа на стыке дизайна, аналитики и психологии — профессия UX-дизайнера может стать отличным выбором!

120
Похожие статьи
Виды и этапы UX-исследований в продуктовом дизайне: как выбрать правильный метод

UX-исследования помогают глубже понять поведение пользователей, их боли и ожидания. Разберём, какие методы существуют, когда их применять и как они работают в реальных ситуациях

87
Метрика Retention Rate в UX-дизайне: что это, как считать и как улучшить

Retention Rate (RR) — это показатель удержания пользователей, который показывает, сколько людей возвращается к вашему продукту спустя определённое время после первого взаимодействия. В UX-дизайне он играет ключевую роль, так как напрямую связан с качеством пользовательского опыта. Чем удобнее продукт, тем выше Retention Rate.

69
25